ВУЗы и itSMF России обсудили проблемы обучения в области ИТ-менеджмента

27 февраля 2013 г. в Москве состоялся Круглый стол «Профессиональные и образовательные стандарты: теория и практика – вызов времени», организованный по инициативе itSMF России и Московского государственного университета экономики, статистики и информатики (МЭСИ). Участники дискуссии – руководители ведущих технических ВУЗов, государственных технических комитетов и ИТ-компаний – обсуждали проводимую реформу образования и пути решения основных проблем. Своими впечатлениями по итогам Круглого стола поделился Максим Григорьев, председатель itSMF России и заместитель генерального директора компании IT Expert.


IT Expert: В прошлом году на конференции по инженерному образованию министр образования РФ Дмитрий Ливанов говорил, что система подготовки инженеров перестала соответствовать запросам государства и бизнеса. Какие основные проблемы мешают ведущим вузам России воспитывать техническую элиту на должном уровне по мнению участников Круглого стола?

Максим Григорьев: На мой взгляд, действительно есть проблема, связанная с утерей традиций русской инженерной школы. В основе ее были заложены три принципа: качественного фундаментального образования; инженерного, творческого подхода к решению задач; раннего практического применения знаний. Мировой успех русского подхода был следствием гармоничного баланса между этими принципами, эту систему брали на вооружение передовые экономики прошлого и позапрошлого веков, на ней строились лучшие научные и инженерные школы мира, например, знаменитый американский MTI.

В последние же годы наше образование сделало ставку на вхождение в болонский образовательный процесс. Аргументы «за» понятны – единые образовательные стандарты, унификация квалификаций, признание дипломов. Но нельзя не видеть и того, что попытки коммерциализировать высшее образование и увлечение обучением техническим навыкам приводят к тому, что выпускники ВУЗов оказываются неготовыми к решению сложных инженерных и творческих задач, снижается способность к самообучению, адаптации.

В Европе и США уже давно заметили эти негативные аспекты и пытаются исправить ситуацию. Мы же продолжаем упорно идти в тупик.

Я в своей преподавательской и консалтинговой практике очень остро чувствую недостаток фундаментальных знаний в области теории управления и менеджмента, системного подхода к управлению, основ управленческой психологии. Без них попытки понять принципы сервисного подхода к управлению ИТ, к сожалению, приводят к получению компетенций с коротким жизненным циклом. Они очень быстро устаревают.

IT Expert: Как в решении этих проблем может помочь партнерство ИТ-бизнеса и образования?

М.Г. В целом, на мой взгляд, мы должны помочь высшей школе выделить набор фундаментальных дисциплин, на которых строятся современные методики управления информационными технологиями, и создать механизм интеграции в образовательный процесс элементов дополнительного обучения, чтобы создать мост между фундаментальными знаниями и динамично меняющимися лучшими практиками, создать условия для раннего приобретения и практического применения компетенций студентами в реальных условиях. Это хорошая задача для ВУЗов, itSMF России, провайдеров и потребителей ИТ-решений. В рамках Круглого стола мы наметили ряд практических инициатив в этом направлении. Мы не хотим ставить себе заоблачные цели, они обычно так и остаются недостигнутыми, мы планируем решить конкретные задачи: провести совместные семинары, организовать работу по совершенствованию профессиональных и образовательных стандартов, привлечь студентов в реальные проекты.

IT Expert: Реформа образования заставляет ВУЗы думать о поиске негосударственных источников финансирования — о создании дополнительных востребованных платных услуг для компаний, студентов и выпускников. Какие решения этой задачи обсуждались на Круглом столе?

М.Г. Это сложный вопрос, мы поднимали эту тему на Круглом столе. На мой взгляд, сначала нужно более четко определиться, чем мы можем быть полезны друг другу, в чем ценность, как сказали бы специалисты по сервисному подходу. Необходимо перейти от общих идей к конкретным совместным проектам.

IT Expert: Всё больше вузов включает в учебные планы лекционные и семинарские занятия по применению в ИТ сервисного и процессного подходов. Многие проводят занятия по ITSM не первый год, задействуя как собственных преподавателей так и приглашенных экспертов. На твой взгляд, здесь ситуация настолько радужная, что не о чем больше мечтать?

М.Г. Я уже частично затронул этот вопрос. Мои мечты не о том, что ВУЗы будут читать лекции по ITSM. Речь идет о хороших и лучших практиках, применяемых в отрасли, а они имеют короткий жизненный цикл. Чем быстрее вы можете доставить эти знания «с полей» в классы, тем они ценнее. Говоря откровенно, мы имеем проблему отрыва теории от практики и в специализированных тренинговых центрах. Только там, где существуют подпитка тренингового контента опытом из практических проектов, где налажен процесс обогащения руды и поиск самородков, можно обеспечивать создание реально востребованных компетенций. Например, мы в IT Expert уделяем большое вниманию обмену знаниями внутри компании. С ВУЗами еще сложнее, некоторые знания устаревают быстрее, чем заканчивается обучение. Тяжело обеспечить подпитку образовательных программ свежей информацией.

Моя мечта заключается в том, что мы совместными усилиями создадим единый производственный процесс развития актуальных компетенций у молодых специалистов и практикующих профессионалов. ВУЗы должны давать фундаментальную основу, учить думать и самостоятельно решать творческие задачи, закладывать культуру непрерывного самосовершенствования. На финальных стадиях обучения студенты должны постепенно погружаться в реальный мир, изучать практические подходы, такие, например, как ITSM, стажироваться в условиях, приближенных к боевым, так сказать. И здесь профессиональные сообщества, itSMF России должны помогать высшей школе, выступая в качестве источника качественных экспертных знаний, посредника между образованием и бизнесом.

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий

Вы должны быть авторизованы, чтобы разместить комментарий.