Поиск инструментов для ИТ

В западном менеджменте область, занимающаяся проблемами BN, обозначена термином IT Governance. В России под IT Governance понимают распространение подходов корпоративного управления на ИТ. В отличие от давно существующих практик управления многими другими видами деятельности здесь готовых к применению рекомендаций очень мало. В российской практике подходы только нащупываются, да и в зарубежной их пока немного, как показывает исследование IT Governance Institute и PricewaterhouseCoupers. Однако все чаще звучит мысль о том, что в свободной форме всех вопросов не решить, нужна технология, алгоритм, организационные структуры. И такие структуры и технологии появляются; некоторые из них выделяются из собранных здесь интервью.

Одна из общих находок — комитет, расставляющий приоритеты выполнения ИТ-проектов и любых других требований к ИТ-службе, включающий в себя и представителей ИТ-отдела, и представителей бизнеса. Такая структура уже действует во многих компаниях, причем мнение о том, что раньше это был формальный орган, а теперь он заработал всерьез, звучит все чаще. Но даже на этом, самом высоком уровне еще идут поиски эффективных подходов. Одним из инструментов взаимодействия с бизнесом является ИТ-стратегия. Необычные взгляды на то, нужна ли она вообще, а если нужна, то для чего, обрисованы в статье «Маленькая ветвь на дереве бизнеса», написанной по материалам конфренции Института Адама Смита «Корпоративные ИТ-стратегии в России и СНГ». Изложенная дискуссия явно демонстрирует, во-первых, то, что круг реальных проблем вокруг ИТ-стратегии очень далек от гладких тезисов западных аналитиков. Во множестве случаев взаимодействие с бизнесом и ИТ-стратегия как инструмент этого взаимодействия состоят в эффектной «продаже» ИТ-отдела и его возможностей топ-менеджменту и в защите интересов собственного департамента ИТ-директором.

Приложение маркетинговых подходов к предложению ИТ-услуг приводит к такому тезису: ИТ-директор должен управлять не требованиями, а ожиданиями своих потребителей. Ведь требования нельзя превзойти по определению, им можно лишь соответствовать или нет, а вот ожидания можно превосходить сколько угодно. Клиенториенированность не в смысле классического «пнули — побежали», а в несколько более разработанном варианте — вот один из принципов, на которых могут быть построены взаимоотношения ИТ-службы и бизнеса. Среди ИТ-директоров, особенно тех, кто долго и счастливо работает на одном месте, много талантливых продавцов, интуитивно реализующих все известные маркетинговые премудрости. Но осознание этих принципов позволит и их менее талантливым в маркетинге коллегам действовать успешней.

Сегодня российская практика показывает: одним из явно действенных средств упорядочивания отношений с бизнесом является формализация. Однако в деталях их подход существенно различается — единого подхода по горизонтали здесь не наблюдается. Итак: наличие ИТ-стратегии как многогранного инструмента (защиты, нападения, торговли), особый управляющий комитет, расставляющий приоритеты в пожеланиях к ИТ-департаменту, возможно более полная и жесткая формализация постановки задач и всех запросов на изменения, сервисный подход, пусть и частичный, использующий SLA, KPI и другие методы, имеющие отношение к ITIL.

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий

Вы должны быть авторизованы, чтобы разместить комментарий.