Развитие управленческого ИТ-консалтинга в России

В России управленческий ИТ-консалтинг появился в начале 2000 года, для сравнения в Голландии он существует уже более 15 лет, особенно динамично развиваясь именно сейчас, когда все больше компаний делают ставку на внедрение информационных технологий. Структура доходов во многом отражает эволюцию потребностей клиентов. Ежегодно доля организаций, в которых ИТ и телеком занимают свыше 10% расходов, удваивается. За последние три года число проектов в сфере ИТ-консалтинга значительно выросло. Хотя комплексные услуги консалтинга пока потребляют пока только крупные компании.

В России управленческий ИТ-консалтинг появился в начале 2000 года, для сравнения в Голландии он существует уже более 15 лет, особенно динамично развиваясь именно сейчас, когда все больше компаний делают ставку на внедрение информационных технологий. Структура доходов во многом отражает эволюцию потребностей клиентов. Ежегодно доля организаций, в которых ИТ и телеком занимают свыше 10% расходов, удваивается. За последние три года число проектов в сфере ИТ-консалтинга значительно выросло. Хотя комплексные услуги консалтинга пока потребляют пока только крупные компании.

На Западе аутсорсинг ИТ развит хорошо. Можно купить даже конкретную «небольшую услугу». Сейчас подобный опыт внедряется и в Москве. Если говорить в целом управленческий ИТ-консалтинг все-таки нишевая отрасль, со своим узким кругом клиентов.

Сегодня большинство отечественных компаний, которые переходят в разряд крупных, находятся в процессе выхода на фондовый рынок, формализуют и оптимизируют свои бизнес-процессы при помощи информационных технологий. Поэтому в структуре спроса растет доля системной интеграции, ИТ и телеком консалтинга.Основные игроки на рынке ИТ-консалтинга в России: «Ай-Теко», КРОК инкорпорейтед, «Борлас», «Гарс Телеком», ЛАНИТ (Лаборатория новых информационных технологий), «Открытые технологии-98», «Техносерв А/C», «ФОРС — Центр разработки», группа компаний R-Style, TOpS BI, «IT-Expert».

Что мы знаем об ИТ-консалтинге

В рамках российского ИТ-консалтинга обычно получают: организацию эффективной работы ИТ отдела, контроль над информационной структурой, подбор и замену технических специалистов, консультации и поддержку пользователей, анализ перспектив развития ИТ базы, полное информационно-техническое сопровождение компании. ИТ-консалтинг также позволяет: снизить затраты на внедрение информационных технологий, обеспечить профессиональную поддержку информационной базы, повысить эффективность работы компьютерной базы организации, увеличить эффективность бизнес-процессов, осуществлять качественный контроль и легкую управляемость ИТ структурой, создать базу для роста конкурентоспособности и всестороннего развития организации.

В целом ИТ-консалтинг можно разделить на несколько подвидов – процессный консалтинг, аудит, обучение и регламентный консалтинг. Например крупные отечественные ИТ-компании обычно берутся за написание стратегии ИТ, за технологичное обследование, установку специальных программ (с последующими конкретными инструкциями).

Конечно, объем рынка у нас пока меньше, но вместе с тем у нас есть уникальная возможность использования уже проверенного на Западе опыта. Нет необходимости придумывать все заново: международный опыт отлично ложится на российские реалии.

«При этом в Европе консалтинг – это именно консультирование, без навязывания каких-либо конкретных решений, — считает директор департамента ИТ-консалтинга компании IT Expert Олег Скрынник. — В России же консалтинг в сфере ИТ часто воспринимают как точные рецепты успеха.»

На Западе понимают, что человек извне не может дать стопроцентную уверенность при смене заказчиком основного ориентира. Понятно, что изменения зависят, прежде всего, от общей ситуации, конкретных людей в компании и пр. В России же верят, что все можно изменить одномоментно, а ведь так не бывает: на все нужно время. Изменения – это сложный процесс, который нужно тщательно контролировать.

До сих пор как и 3-4 года назад трудно провести черту между управленческим и ИТ-консалтингом. Сегодня крупные игроки на российском ИТ-рынке имеют опыт и экспертизу в обоих направлениях. ИТ-консалтингом можно называть консалтинговые услуги, которые приобретаются ИТ-департаментом компании и ориентированы в первую очередь на развитие ИТ-инфраструктуры. Под бизнес-консалтингом чаще всего понимается подготовка рекомендаций и предложений по изменениям — консультирование по вопросам планирования, учета, контроля, регулирования различных процессов хозяйственной деятельности компаний. В рамках бизнес-консалтинга они рассматриваются как предмет оптимизации. Повысить эффективность деятельности компании можно различными способами и средствами. Базовые функции ИТ-консалтинга – это аудит и анализ текущего состояния информационных систем и ИТ-инфраструктуры предприятия, формирование и разработка ИТ-стратегии, оценка эффективности использования ИС, разработка концепции обеспечения информационной безопасности предприятия. Кроме того, сюда же относятся в крупных консалтинговых проектах этапы разработки технических требований к информационным системам, проведение конкурсов и тендеров на выбор ИС, оценка существующего уровня автоматизации предприятия.

Специалисты ИТ-консультанты

Под ИТ-консалтингом чаще всего понимается проектная деятельность, связанная с поддержкой принятия решений в области ИТ. Специалисты советуют понимать ИТ-консалтинг гораздо шире, чем консалтинг в области оборудования, сетей и проектов. Существует хорошая параллель с наукой: математика предоставляет инструментарий для решения различных задач физики, химии, биологии и других научных дисциплин. С ИТ- и бизнес-консалтингом, на мой взгляд, ситуация аналогичная. ИТ — это инструмент и в отрыве от бизнеса не имеет никакого прикладного значения. Таким образом, ИТ-консалтинг занимается улучшением инструмента, используемого в бизнесе, а бизнес-консалтинг — описанием и изменением самого бизнеса.

Предпроектный ИТ-консалтинг на отечественном рынке услуг в той или иной форме обязателен, если речь идет о проекте построения управленческой информационной системы. Проведение этих работ позволяет выстроить адекватную задачам предприятия информационную систему, сделать ее органичной составной частью системы управления предприятием, способствует сокращению затрат предприятия на автоматизацию и позволяет минимизировать риски проекта. ИТ-консалтинг необходим для решения задач, связанных с совершенствованием системы управления предприятием с использованием ИТ. Как правило, к ним относят проведение комплексного обследования предприятия, оптимизацию бизнес-процессов, разработку проекта автоматизации управления, непосредственно работы по внедрению ИТ-решения, консультационные услуги по эксплуатации системы, подготовку пользователей к самостоятельной работе с ней.

«Если говорить о количестве проектов, касающихся управленческого ИТ-консалтинга – то в среднем по России цифра – около 30-35 крупных проектов ежегодно, — рассказал ИТ-директор сети «Санта Хаус» Николай Крачун.- Массового потока клиентов у консультантов скорее всего нет, в основном заказчики приходят «по рекомендации» партнеров. В то же время небольшие и уже ставшие «стандартными» проекты, например, внедрение Help Desk, вполне распространенная вещь. Разберемся, откуда же берутся проекты по управленческому ИТ-консалтингу. Во-первых, как «команда сверху», от бизнес-руководства, как результат проведения корпоративного аудита или как элемент общего управленческого консалтинга. Во-вторых, это может быть результатом отраслевых тенденций, например в сфере банкинга или телекоммуникаций. В-третьих, большие компании, специализирующиеся на ИТ, нередко предлагают услугу управленческого ИТ-консалтинга в качестве дополнительной (бонусной). Кроме того, многие становятся заказчиками управленческого ИТ-консалтинга после обучения по тематике ИТСМ. «Правильный» покупатель подобного рода услуги проводит сначала массовое обучение своего персонала, потом самостоятельно или через внешний ИТ-аудит исследует текущую ситуацию в компании, и затем заказывает по сути разработку рекомендаций по совершенствованию управления ИТ».

Сегодня рынок ИТ-консалтинга растет, и это отражение фундаментальных законов. Происходит насыщение технической инфраструктуры, возникает потребность в оценке экономической эффективности вложений в ИТ. Это и вызывает рост спроса именно на услуги построения инфраструктурных решений, оптимизации инфраструктуры с целью использования уже построенных программно-аппаратных комплексов для решения новых задач, которые ставит бизнес. Кроме того, резко растет спрос на ИТ-аутсорсинг, что связано с его экономической привлекательностью, которую наконец донесли до российских заказчиков. Сегодня реально возникает рынок услуг, и спектр требований со стороны заказчика растет.

Рынок услуг ИТ-консалтинга возник, когда появились критически важные приложения, и стало невозможно просто так отмахнуться от проблем ИТ-инфраструктуры. Поглощения и слияния неизбежно ставят задачи аудита ИТ-инфраструктуры и необходимость интеграции инфраструктуры новых компаний в бизнес материнской. В этом случае требуются услуги ИТ-консалтинга. Запад использует аутсорсинг с целью снижения затрат. В России компании только учатся доверять внешним партнерам, а не своим лишь службам АСУ. Выросло понимание того, что для успеха бизнеса важны и необходимы вложения в совершенствование системы управления и, как следствие, в ИТ.

Текущая ситуация рынка ИТ-консалтинга

При этом ИТ-консалтинг сегодня находится в так называемой «серой» зоне: это уже не оборудование, но еще не управленческий консалтинг, пока подобный цельный рынок еще не сформировался. С одной стороны, его формируют российские системные интеграторы, пришедшие в ИТ-консалтинг от классической системной интеграции, от продажи оборудования. С другой стороны — есть международные консалтинговые компании, пришедшие в ИТ-консалтинг от стратегического и управленческого консалтинга, оказывающие услуги по управленческому консалтингу.

Независимого ИТ-консультанта, наверное, не бывает, все-таки каждый специалист представляет какую-то конкретную компанию. Отечественный заказчик зачастую не способен грамотно работать с консультантами и потреблять то, что делает консультант. Такая проблема тоже существует, это взгляд с другой стороны, со стороны консультантов. Проблема, скорее всего, заключается в адекватности. С одной стороны, ожидания от консультантов, с другой — толстый труд, который ты выстрадал и который ложится на полку, потому что заказчик не знает, что с ним делать дальше. Консультант — это инструмент, которым должен пользоваться заказчик. И каким бы хорошим ни был инструмент, его либо правильно используют, либо нет. В конце концов, основное мерило эффективности привлечения консультанта — что поменялось в бизнесе компании по итогам его работы. Большинство специалистов относятся с определенной долей скепсиса к предложениям независимого ИТ-консалтинга на рынке. В любом случае компетенция, экспертиза — это глубокие технические и практические знания в определенной области (научно-практические знания и, наконец, определенные программные и системотехнические решения). Даже если речь идет о техническом маркетинге по заказу клиента. ИТ-консультант может использовать признанные критерии оценки и отбора решения (Gartner, IDC), но при этом наиболее обоснованными будут решения для тех продуктов, в которых у консультанта есть практический опыт. Грамотный консультант должен всегда чувствовать границы своей компетенции. Он должен, безусловно, знать, какой вопрос выходит за ее пределы. И он должен честно сказать — нам нужно привлечь кого-то еще.

Консалтинговые компании продают время своих специалистов и отвечают за то, чтобы это время было предоставлено. Конечно, любые крупные компании более четко формулируют контракты, свои обязательства, чем мелкие фирмы, и стараются определить, за что они отвечают, а за что нет. Но крупные консалтинговые компании не идут на то, чтобы записать в контракте, что они отвечают за все, — и не потому, что они не хотят следовать желаниям клиента. Обязательства контракта влекут за собой ответственность за то, что ты их не выполнишь, и в мировой практике бывали случаи, когда консультанты действительно несли ответственность, если не могли выполнить обязательства. Поэтому очень важна грамотность заказчика. Заказчик должен понимать, что он может спросить, на что он нанимает консультанта и за что тот будет реально перед заказчиком отвечать, а за что нет.

Виктория Шахова

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий

Вы должны быть авторизованы, чтобы разместить комментарий.