Затраты ИТ, Полезность и роль ITIL

Несмотря на очевидную полезность, главы ITIL по финансам следует рассматривать в более широком бизнес-контексте, пишет гость ITSM Watch Джордж Спаффорд.

Высшее бизнес-руководство, включая старший менеджмент ИТ, любит пообсуждать затраты ИТ. К предложениям о необходимости снижать стоимость, переходить на аутсорсинг и сокращать бюджет обычно добавляют слова о том, что «ИТ, как всегда, стоит очень дорого». Дело в том, что руководство в данном случае задумывается о затратах, забывая о пользе, которую приносят ИТ.

В разделе про Service Delivery учебника по IT Infrastructure Library (ITIL) есть замечательная глава по Финансовому Менеджменту ИТ (ITFM). Надо признать, глава эта освещает вопросы бюджета и затрат ИТ, затрагивая вопрос об определении стоимости сервисов ИТ.

Все эти концепции полезны и их, конечно, надо принимать во внимание, но как быть с пользой (прибылью), приносимой ИТ? Где доказательства реальной прибыли от бизнес-проектов и инвестиций? На мой взгляд, всем бы стало легче, если бы ИТ и бизнес соотнесли причину и следствие или, еще лучше: поняли наконец, что разумные инвестиции в ИТ могут привести к долгосрочной стабильной прибыли.

Если нечто рассматривается как предмет потребления, то в первую очередь, естественно, обсуждается его стоимость. Покупая бензин для машины, мы обращаем внимание на цену, которая часто является решающим фактором, потому как для большинства из нас бензин есть товар, переходящий от одного вендора к другому.

Если мы предположим, что аналогичные отношения существуют между ИТ и менеджментом, тогда ИТ становится предметом потребления и встает вопрос о его стоимости. Но ИТ не просто предприятие! Отдельные части в составе функции ИТ можно соотнести с предметом потребления, но мы должны быть выше стоимости и научиться рассматривать вместе цены и пользу, а не каждое из них по отдельности. Мы должны способствовать достижению компанией своих целей, и это наша главная задача!

Кто-то как-то сказал, что «компании существуют не для того, чтобы снижать расходы, а для того, чтобы увеличивать доходы». И это действительно верное утверждение для разных уровней. Если пойти дальше и определить цель капиталистической организации как стремление максимизировать доход акционеров, то есть более серьезные вещи, чем сокращение расходов.

Излишнее сокращение расходов порождает негативную цепную реакцию, которая приводит к недостатку ресурсов и затруднениям в поддержке производительности, от этого начинает страдать вся компания. У отдела ИТ должно быть достаточно ресурсов, чтобы обеспечить возможность различным функциям выполнять свои задачи, что в свою очередь позволит снизить расходы.

Чтобы достичь это, ИТ должны внедрить различные бизнес-проекты, а потом обеспечивать надежное предоставление сервисов, так чтобы различные функции могли максимально использовать эти сервисы в соответствии со своими требованиями. Конечно, за все это надо платить, но важно то, что стоимость, ценность и соответствующие риски должны правильно управляться, рассматриваться во взаимодействии.

Одна из проблем прошлого состояла в том, что сотрудники ИТ старались разработать финансовые модели, не понимая целей менеджмента (не говоря уже об ограниченных финансовых навыках и поддержке). В результате, у бизнес руководителей, получающих финансовый анализ ИТ и рассматривающих его со своей точки зрения, всегда видели много логических нестыковок.

Не удивительно, что сотрудники ИТ и бизнеса имеют разные точки зрения. А ведь как много толстенных отчетов ИТ было создано впустую только потому, что авторы докладов не поняли задач бизнеса! Поверьте, в течение многих лет мы зря тратили бумагу…

Я хочу призвать руководителей, чтобы те использовали сотрудников ITFM не только для выполнения их основной работы, но также чтобы те помогали в ИТ работе с бизнесом и развивали оценочные модели, чтобы руководство могло ссылаться на них и согласовывать. Эти финансовые специалисты должны помочь нам перенести внимание с затрат на приносимую пользу.

И что еще важно, нам надо, чтобы специалисты ITFM помогли ИТ научиться говорить на языке бизнеса – на языке долларов и центов. Более того, нам надо научиться использовать свои навыки, чтобы принимать бизнес решения и задавать себе вопросы, на которые мы ответим прежде, чем кто-нибудь другой нам их задаст.

George Spafford, 21 ноября 2006. Перевод Виталия Фролова
URL: http://www.itsmwatch.com/itil/article.php/3645156

Комментирование на данный момент запрещено, но Вы можете оставить ссылку на Ваш сайт.

Комментарии закрыты.