bITa-Europe 2004

Тематика согласования ИТ с требованиями бизнеса обсуждалась на международной конференции Business-IT Alignment 2004. Приводим краткий отчет о данном мероприятии.

Прошедшая в начале июля международная конференция Business-IT Alignment 2004 стала вторым международным мероприятием, проведенным организацией bITa Center. В одном из центральных Лондонских конференц-центров собрались более ста делегатов (см. Delegates list). Это двухдневное мероприятие было организовано в форме пленарных сессий, проходивших в первую половину дня, и круглых столов, разделенных на секции. Вкратце расскажем о впечатлениях от двух дней, насыщенных выступлениями и дискуссиями и попробуем подвести некоторые итоги.

Открыл конференцию член Парламента Джон Гроган (John Grogan), сказавший несколько слов о тематике мероприятия, а также о современной роли ИТ в государственном секторе. Выступление Девида Кларка (David Clark), CEO British Computer Society, было посвящено роли ИТ-профессионалов в 21-ом веке и проблеме престижности и стороннего восприятия этой профессии. Речь шла о недопустимо низком качестве по сравнению с другими отраслями деятельности, о традиционных сложностях — постоянных изменениях и проблемах с персоналом.

Боб Фоусроп (Bob Fawthrop), CEO консалтинговой компании Morgan Chambers, озаглавил свое выступление «IT Decision IT people should not make», но речь в нем шла о том, как руководителям ИТ принимать «правильные» решения. Помимо приоритетных направлений деятельности он сравнивал ведущих игроков на рынке ИТ-сервисов, рассматривал перспективы переноса работ в другие страны (offshore)- кстати, Россия была выделена как одна из наиболее перспективных стран.
Затем последовал набор стандартных советов — выработать стратегию, соотносить выгоды с рисками, развивать компетенции, выстраивать эффективную оргструктуру. Рекоммендация согласовывать индикаторы (метрики) ценности ИТ для бизнеса к сожалению не была подкреплена конкретными примерами. В конце выступления Боб сказал несколько слов о модели оценки и анализа возможностей организации, разработанной в его компании.

Содержание презентации Френка Грифта (Frank Grift) CEO Quint Wellington Redwood, также не очень соответствовало ее названию — «The Happy Marriage of IT Governance and bITa». Попытка определить суть термина «business-IT alignment» свелась к перечислению группы процессов, которые по его мнению входят в «Alignment Domain». Затем было приведено три примера (case studies) степени централизации управления ИТ и рассмотрена Гартнеровская модель эффективности взаимоотношений «бизнес-ИТ» по сферам деятельности. В заключение Френк представил свой взгляд на новую парадигму руководства ИТ (IT Governance): все кроме изменений в ИТ можно и нужно отдавать на аутсорсинг, а термин «bITa» следует заменить на «business Processes» — ИТ должно стремиться именно к управлению бизнес-процессами.

Среди выступлений, представленных на круглых столах первого дня конференции, хочется отметить презентацию профессора Рика Майеса (Rik Maes) из Университета Амстердама (Universiteit van Amsterdam). Он поднял такой насущный вопрос как роль информационного ресурса в управлении ИТ (отделение управления информацией от инфраструктуры и операций). По мнению Рика взаимоотношения бизнеса и ИТ правильнее рассматривать не как двусторонние, а через зависимость бизнеса от информационных потоков с одной стороны, а информационно-коммуникационной составляющей от технологий — с другой. При этом технологическую часть можно и нужно приобретать в виде готовых решений, а CIO должен быть отстранен от технологий, управляя «информационным портфолио» организации. В итоге вопросы bITa сводятся к согласованию управления информацией с требованиями бизнеса (business-information alignment). К сожалению, практическое воплощение подобного подхода профессором освещено не было. В процессе обсуждения выяснилось, что представляется затруднительным возлагать на CIO ответственность за информационный ресурс организации в целом, поскольку его созданием и обработкой занимаются не только (и не столько) сотрудники ИТ-подразделения.

Пленарная сессия второго дня конференции началась с презентации Пера Седергена (Per Cedergen) из тренинговой компании Krauthammer International. Тема business-IT alignment была разве что упомянута в названии — «Leadership and communication skills to create stronger Business/IT Alignment». По сути это был вводный тренинг по лидерству для топ-менеджмента, проведенный высокопрофессионально, но мало относящийся к тематике мероприятия. Тем не менее участники конференции с энтузиазмом включались в ролевые игры и решали предлагаемые кейсы.

Выступление Ян Даффи (Jan Duffy) вице-президента IDC Research, вновь затронуло не раз обсуждавшуюся тему о стратегическом значении ИТ для конкурентоспособности предприятий. Ее презентация «From Alignment to Enablement — IT Does Matter» помимо очередного набора возражений Николасу Карру (Nicholas Carr) включала в себя краткое представление взгляда IDC на современную роль ИТ (new generation of computing), основные составляющие готорого — гибкость и динамичность.

Последним на пленарной сессии выступали Фред ван Ливен (Fred van Leeuwen) и Роб Уолш (Rob Walsh) из компании DCE Consultants. Предлагаемое ими решение согласования ИТ с требованиями бизнеса — выстроить эффективный процесс управления взаимоотношениями (Relationship Management) или, как он еще назывался в их выступлении — «Demand Management». ИТ крайне желательно иметь выделенную функцию для данного процесса с правом решающего голоса про принятии решений. Надо разграничить контакты ИТ с бизнесом/заказчиками (организационный уровень) и пользователями (операционный уровень), определить, оказывает ли Service Desk поддержку по вопросам, лежащим вне SLA. Задача менеджера по управлению взаимоотношениями — организовать эффективные информационные потоки между ИТ и бизнесом, обеспечивать высокую репутацию ИТ.

На круглых столах второго дня конференции обсуждались вопросы внешних для ИТ закупок (IT procurement и модель ISPL), управления бизнес-процессами (Business Process Management), модели зрелости (в том числе модель SAMM). Наиболее показательное обсуждение прошло на круглом столе IT Standards. На нем обсуждались существующие подходы к руководству и контролю ИТ (CobIT, EFQM и др.) а затем присутствующие высказывались по ряду ключевых вопросов, поднятых на конференции. Подавляющее большинство согласилось с тем, что попытка создать универсальную модель согласования ИТ с требованиями бизнеса (bITa Framework) обречена на провал.

Логичным итогом двухдневных обсуждений стало обращение Тьерка Финстры (Tjerk Feenstra) к организаторам конференции, которое он озвучил на завершающем мероприятие фуршете в здании Парламента. Он призвал отойти от термина «business-IT alignment» и обсуждать те безусловно важные темы, которые были подняты на bITa-Europe 2004, в рамках общепризнаных структур, например на ежегодных конференциях itSMF.

Николай Крачун

Комментирование на данный момент запрещено, но Вы можете оставить ссылку на Ваш сайт.

Комментарии закрыты.